Visitors |
|
17703481 |
|
|
2297 |
|
|
20 |
|
|
|
Конфигурация «VT.Кафе» на базе "1С:ТиС" ред.9.2 для "VT:Магазин"
|
|
В данной статье описывается конфигурация для системы программ "1С:Предприятие 7.7" предназначенная для автоматизации предприятий кафе и торговых точек формата "фаст-фуд".
Автор: |
Пинчук Евгений руководитель отдела компании "Версия-Т"
|
|
Конфигурация доступна для скачивания в разделе каталога "VT:Магазин".
Описание конфигурации «VT.Кафе» на базе "1С. Торговля и Склад" редакции 9.2
Конфигурация «VT.Кафе» разработана на базе конфигурации "1С. Торговля и Склад" (далее "1С:ТиС") редакции 9.2. Поэтому наследует все технические требования, которые предъявляет конфигурация "1С:ТиС 9.2", работающая на платформе "1С:Предприятие 7.7".
Данная конфигурация разработана для тех, кто хотел бы автоматизировать маленькое кафе или торговую точку (или точки) в формате фаст-фуд. Т.е. если необходимо не просто автоматизировать торговое рабочее место кассира и иметь данные о проданных блюдах, но и иметь данные для анализа, сколько материалов из которых состоят готовые блюда были затрачены и какие.
Почему на базе "1С:ТиС"?
Во-первых потому что далеко не всем предприятиям общепита нужен бухгалтерский учет, а достаточно просто управленческого, чтобы не разбираться во всех бухгалтерских премудростях и с планами счетов. "1С:ТиС" имеет достаточно хорошо развитую систему отчетности.
Во-вторых потому что для автоматизации рабочего места продавца-кассира используется комплекс "VT:Магазин", в котором уже реализован механизм автоматизации торгового места с широким спектром поддерживаемого торгового оборудования, а кроме того поддерживается автоматизация разрозненных торговых точек, описанная в статье «Автоматизация учёта на разрозненных торговых объектах» .
- В этой статье не будет рассматриваться как именно работает "VT:Магазин". Прочитать статью про комплекс "VT:Магазин" можно здесь.
Как это все работает?
В конфигурации "1С:ТиС" произведены небольшие переделки, которые не повлияли на стратегию работы "1С:ТиС". И для пользователя имеющего опыт работы в "1С:ТиС" не составит большого труда сразу начать работать в данной конфигурации без какого-либо обучения или переобучения.
Как и положено в "1С:ТиС", для конечной продажи используется документ ЧекККМ. Если используем механизм удаленной торговой точки, то в удаленной торговой точке используется VT:Магазин и для автоматизации рабочего места продавца кассира АРМ Кассира, входящий в состав VT:Магазин. При этом после пробития чека в АРМ Кассира в конфигурации Кафе будет создан автоматически документ ЧекККМ (при условии настройки VT:магазина на полную передачу каждого чека) или будет создан документ ОтчетККМ.
Конфигурация "VT.Кафе" изначально рассчитывалась на то, что сначала не надо изготавливать блюда для продажи, при котором будут списываться материалы, а потом продавать готовые блюда. Особенно если закупив материалы, мы точно не знаем какие блюда будут изготовлены и соответственно какие материалы будут списаны. Блюда будут изготавливаться по мере их заказа покупателями. И, соответственно, расходоваться. При этом всегда можно посмотреть какие именно материалы находятся на кухне и нужно ли чего-то подвезти.
Теперь поподробнее. Для нормальной работы необходимо в конфигурации определить 2 склада в справочнике «Склады» - «склад материалов» и «розничный склад». Склад материалов должен быть обязательно оптовым складом. На складе материалов будут хранится материалы, т.е. ТМЦ (товарно-материальная ценность) которые на продаются отдельно, а используются для изготовления блюда на «розничном складе», соответственно, ТМЦ которые продаются в розницу.
Если есть такие ТМЦ которые и участвуют в составе блюд, и продаются в розницу, то надо позаботится, чтобы данное ТМЦ присутствовало на обоих складах в нужном количестве. Если получается, что ТМЦ есть на складе материалов, а в розничном нет и его надо продать, то надо сделать перемещение данного ТМЦ со склада материалов на розничный склад документом ПеремещениеТМЦ.
Далее необходимо в «Константах» определить склад материалов:
482
Это нужно для следующего. Собирать блюда из материалов можно только на складе материалов, который является оптовым складом. Далее по этой константе «Склад материалов» произойдет перемещение готового блюда со склада, обозначенной в этой константе, на склад где происходит продажа этого готового блюда.
Далее нам необходимо с справочник Номенклатуры занести материалы. Теперь нам нужно скомплектовать блюда. Блюда фактически являются комплектами – по терминологии "1С:ТиС". Но для удобства создания комплектов в конфигурацию были внесены изменения по работе со справочником комплектов. Был добавлен новый документ СоставКомплекта. Он находится по маршруту:
В данном документе в поле "Комплект" выбирается Номенклатура, которая будет считаться блюдом. Из чего состоит данное блюдо заносится в табличную часть. После проведения данный документ перепровести или исправить нельзя. Если необходимо сделать изменения в ингредиентах блюда, то это делается этим же документом. После выбора существующего блюда в поле «Комплект» табличная часть автоматически заполнится текущими ингредиентами (комплектующими). После этого можно удалить ненужные строки с ингредиентами, добавить новые, исправить количество и провести. После этого документа будет действовать на это блюдо новый состав.
В состав блюда может входить другое блюдо.
Далее данное блюдо надо расценить розничной ценой. Это делается в справочнике цены.
482
Это необходимо сделать для того, что если этого блюда нет на остатке, но его заказал клиент и его надо изготовить, то в розничном складе при отсутствии товара у этого товара нет цены и поэтому цена будет браться из справочника цен номенклатуры. Поэтому в документе ЧекККМ при подборе Номенклатуры будет указано, что данного блюда нет на остатке, но цена есть. В конфигурации "1С:ТиС" на складе работающем в режиме розничного склада если нет остатка на складе, то и нет цены. Это будет справедливо для всех товаров кроме блюд. Блюдо в последней колонке при подборе будет помечено буквой «К».
Когда произойдет продажа данного блюда, программа попытается изготовить данное блюдо и если у нее это получится, то автоматически создастся или создадутся документы комплектации, создастся документ ПеремещениеТМЦ, который переместит данное блюдо на розничный склад и проведется документ ЧекККМ. Если же не получится, то эти документы не создадутся, но документ ЧекККМ проведется. При этом не произойдет количественного и финансового израсходования материалов и остаток этого блюда уйдет в минус. Но при закрытии кассовой смены и формировании документа ОтчетККМ соответственно будет обязательная проверка на наличие материалов для изготовления блюд. И если материалов будет не хватать, то отчет не закроется, не сформируется документ ОтчетККМ, не спишутся необходимые остатки у материалов, не произойдет комплектации блюд (которым не хватило материалов), не сложится себестоимость блюд и в отчете по продажам не отразится прибыль, потому что не распределятся партии материалов и блюд. Поэтому при закрытии кассовой смены обязательно необходимо проверить при нехватке материалов, почему их не хватает и если это излишки, то оприходовать их, а если это не занесенные приходы, то занести их и после этого еще раз закрывать смену.
482
Из примера на рисунках видно, что мы продавали «Блюда 1» документом ЧекККМ на розничном складе. «Блюда 1» состоит из «Материл 1» - 1шт, «Материал 2» - 2шт и «Блюдо 3» -1шт. («Блюдо 3» в свою очередь состоит из «Материал 2» - 1шт.)
После его продажи в системе появились два документа КомплектацияТМЦ для «Блюда 3» - 1шт. и «Блюдо 1» - 1шт. Данные документы комплектации изготовили эти блюда на складе материалов. Документ ПеремещениеТМЦ перенес остатки продаваемого на розничном складе «Блюда 1» со склада материалов на розничный склад, где это блюдо и было списано.
Посмотрим отчет о движении ТМЦ:
Из которого видно, что «Блюдо 3» было порождено документом КомплектацияТМЦ №210 в количестве 1 шт и на него было израсходовано, согласно спецификации комплекта, «Материал 1» - 1 шт.
«Блюдо 1» было порождено документом КомплектацияТМЦ №211 и на него, согласно спецификации, было израсходовано «Материал 1» -1 шт., «Материал 2» - 2 шт и «Блюдо 3» - 1 шт.
Так как фактически «Блюдо 3» делается из «Материала 2» - 1шт, то после комплектации «Блюдо 1» закупленных материалов израсходовалось «Материал 1» -1 шт., «Материал 2» - 3шт.
Все эти движения товаров выполнялись на складе материалов. Потом изготовленное «Блюдо 1» было перемещено на розничный склад, где и было продано документом ЧекККМ №0000000001.
Если при продаже блюда документом ЧекККМ, при его проведении и соответственно автоматическом создании документов комплектации не хватит каких-то комплектующих или даже штучного товара в программе, а реально они есть, то программа наругается, но проведет документ ЧекККМ. При этом появятся отрицательные остатки. При закрытии кассовой смены комплектование блюд будет повторено. Если был соответствующим образом поставлен недостающие ингридиенты на приход, то кассовая смена закроется и создастся документ ОтчетККМ, а документы ЧекККМ удалятся из программы, но не безвозвратно, а сохранятся в соответствующие файлы с и потом по ним можно построить отчет по чекам. Отчет этот будет находиться в Сервис\Дополнительные возможности\VT:Отчет по чекам.
Финансовая сторона данной конфигурации работает так же как и количественная. При комплектовании блюда, себестоимость блюда будет равно как сумма себестоимостей ингридиентов, из которых состоит данное блюдо. Далее после продажи блюда и закрытии кассовой смены, прибыль можно посмотреть по отчетам «Отчет по продажам ТМЦ» и «Анализ продаж».
Хочется добавить об еще одном изменении. Для удобства работы был изменен механизм работы с аналогами. Т.е. можно для какого-то ТМЦ, который входит с состав какого-то блюда, установить ТМЦ аналог, который в случае нехватки или отсутствия первого заменит его в тех же пропорциях и на столько, насколько будет не хватать первого. Для этого в справочнике Номенклатуры выбираем ТМЦ, которому хотим сделать ТМЦ аналог.
Откроется окно справочника Аналогов.
В этот справочник необходимо занести один или несколько ТМЦ, которые могут заменить основной ТМЦ, в случае его отсутствия.
Как конфигурация сопрягается с VT:Магазин?
В принципе механизм сопряжения данной конфигурации такой же, как сопрягается доработанная конфигурация "1С:ТиС", входящая в поставку комплекса VT:Магазин.
Определяем у розничного склада № секции, такой же, который будет использоваться на торговом оборудовании при продаже в АРМ Кассира.
Затем произвести настройки Сервис\Дополнительные возможности\VT:Exchanger. Здесь не будем рассматривать как это делается.
Затем выгружаем все блюда и услуги документом ПеремещениеТМЦ в VT:Магазин с нулевым количеством, чтобы они появились в справочнике Номенклатура в АРМ Кассира. И собственно продаем в АРМ Кассире.
Для быстрого доступа к блюдам и напиткам в программном продукте VT:Магазин.АРМ кассира реализованы 480 клавиш с назначаемыми на них JPEG изображениями. Для удобства, клавиши сгруппированы в 10 подгрупп.
Почему VT:Магазин?
Хотя изначально комплекс VT:Магазин не предназначался для автоматизации кафе и общепита, для этого есть специализированный программный продукт «VT:Ресторан» , но тем не менее он уже успешно внедряется в кафе как самостоятельно, так и с данной конфигурацией для организации бэк-офиса.
Какие при этом плюсы:
- невысокая стоимость комплекса VT:Магазин, на момент написания статьи - 5400р на одно рабочее место кассира;
- для бэк-офиса подойдет однопользовательская лицензия на "1С:ТиС" причем для автоматизации сколько угодно удаленных торговых точек, на которых установлен VT:Магазин;
- для пользователей уже работавших с "1С:ТиС" нет необходимости переучиваться, если например, уже есть торговый бизнес и его расширяют в сторону общепита;
- данная конфигурация будет включена в комплекс VT:Магазин, открыта для доработки и настройки под индивидуальные особенности предприятий общепита.
Все публикации
|
|
|